Видимость в поиске — один из главных факторов продаж на маркетплейсах. Более 80% покупок совершается с первой страницы поисковой выдачи, а 46% покупателей узнают о новых брендах и товарах через поиск (Data Insight). Высокие позиции в поиске не только увеличивают продажи, но и укрепляют узнаваемость бренда. Главная задача продавца — поднять товары в выдаче и постоянно удерживать их в зоне видимости пользователей. В этом контексте автоматизация мониторинга и своевременное получение уведомлений о снижении видимости карточек — это не роскошь, а необходимость для маркетплейсов. Без нее бренды теряют продажи, даже если товар качественный.
Задача
Продукция бренда представлена на Ozon в категории кондитерских изделий и включает широкий ассортимент SKU. Однако из-за высокой конкуренции бренд время от времени терял позиции в поисковой выдаче. Ручной мониторинг позиций не всегда позволяет оперативно отследить изменения на маркетплейсе.
Основной задачей для команды стало стабильное поддержание высокой видимости карточек товаров в поисковой выдаче, что напрямую влияет на рост продаж бренда.
Реализация
Для решение поставленной задачи было необходимо:
- автоматизировать процесс мониторинга позиций карточек;
- настроить уведомления о том, что позиции карточек ниже заданных таргетов, чтобы команда сразу же подключилась к корректировке ставок.
Команда Easy Commerce использовала CAT — собственную разработку умной аналитики онлайн-полок.
Система автоматически собирает данные по позициям карточек товаров: алгоритм анализирует поисковую выдачу по ключевым словам, определяет позиции SKU и отправляет уведомления (далее — алерты) менеджерам, которые ведут рекламную кампанию, а также представителям бренда в случае значительного снижения видимости отдельных карточек. При получении алерта менеджер точечно повышает ставку для SKU с пониженной позицией и проверяет метрики на следующий день.
Цикл повторялся до достижения плановых позиций с учетом KPI.
Механика замера результатов теста
Для объективного анализа результатов были сформированы тестовые и контрольные группы SKU. Алерты и корректировка ставок применялись только в тестовых группах карточек, что позволило изолировать влияние автоматизации в контрольной группе, где стратегия управления ставками оставалась неизменной.
Также в рамках теста было учтено влияние на позиции всех основных факторов, в том числе цены. Среднее изменение цен в карточках за время эксперимента составило всего 3,9% как в тестовой, так и в контрольной группах, что не могло оказать существенного влияния на позиции. Другие факторы ранжирования также не показали значительных изменений.
Мониторинг позиции в выдаче осуществлялся автоматически с помощью CAT, а данные по продажам забирали из рекламного кабинета Ozon.
Для оценки результатов сравнили показатели видимости и объемы продаж тестовой и контрольной группы.
Результаты
По итогам уже первого месяца эксперимента благодаря предпринятым действиям удалось повысить позиции карточек бренда в поисковой выдаче (в среднем на 10 пунктов) и вывести карточки в целевую зону видимости.
В последующие месяцы карточки стабильно поддерживались на целевых позициях, несмотря на возросшую конкуренцию в горячий период 4-го квартала. Отдельные SKU удалось дополнительно поднять еще на 1–1,5 позиции.
Что еще более важно, предпринятые действия оказали существенное влияние на бизнес-результат бренда: помимо прироста видимости карточек, бренд получил дополнительный буст продаж в тестовой группе карточек: в контрольной группе продажи выросли до 128%, а в тестовой — до 206% или в 1,6 раза больше.
Выводы
Запуск рекламной кампании с товарными форматами на Ozon традиционно обеспечивает прирост продаж за счет повышения их видимости. Однако внедрение умной рекламы с автоматизированным мониторингом позиций в выдаче и своевременными алертами о снижении видимости карточек дает кратный эффект. Автоматизация управления видимостью — не просто удобство, а ключевой фактор, существенно повышающий отдачу от рекламных инвестиций и укрепляющий позиции бренда на маркетплейсе.